
Назад |
Глава шестнадцатая
Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из
синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет
думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не
познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы,
когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том. Я,
говорит, сказал вам об этом, прежде чем сбылось, для того, чтобы вы
не соблазнились впоследствии, когда увидите, что многие не веруют
вашей проповеди и что вы сами подвергнетесь бедствиям, но чтобы,
заключая по тому, что Я сказал вам об этом прежде, нежели сбылось,
приняли и утешение Мое с верою, что Я не обману вас в этом случае
так же, как не солгал и в предсказании о бедствиях. - "Изгонят вас
из синагог", отлучат от своих собраний и славных мест и лишат
всякого общения. Ибо сговорились уже, чтобы, кто признает Его за
Христа, того отлучат от синагоги (Ин. 9, 22). Не только вы будете
изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас
будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий
вас будет так стараться об убиении вас, что "будет думать, что он
тем служит Богу", то есть будет думать, что он совершает дело
богоугодное и святое. Присовокупляет и достаточное утешение.
Говорит: "так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни
Меня". Вы будете страдать за Меня и за Отца, и потому терпите. Ибо
блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно
злословить за Меня (Мф. 5, 11). Это блаженство да будет вам
утешением при воспоминании о нем. Я сказал вам об этом для того,
чтобы вы, когда увидите сбывшимися печальные Мои речи, поверили и
прочим. Ибо вам нельзя будет сказать, будто Я, желая обмануть вас,
предсказывал вам только приятное; но как, предсказавши печальное, Я
не обманул, так и в предсказании о радостном достоин веры. Сказал
вместе и для того, чтобы вы не оставались без приготовления, но
приготовились бы, помня, что Я сказал Сам об этом, и потому стояли
противу скорбей мужественно.
Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А
теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня:
куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось
сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел:
ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то
пошлю Его к вам. Апостолы, услышав, что с ними случатся такие
бедствия, отягчены были сильною печалью. Посему Господь говорит: о
таких скорбях Я не сказывал вам прежде не потому, будто не знал, но
потому, что Я был с вами, и вы имели во Мне достаточное убежище, и
вся война была воздвигнута против Меня, а вы сами были в совершенной
безопасности. Итак, тогда не нужны были такие речи, предуготовляющие
и предограждающие вас; но теперь, отходя к Отцу Своему и оставляя
вас, Я предуведомляю об этом, чтобы вы обезопасили сами себя. - "И
никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?" Ибо от скорби вы
смутились и пришли в исступление; сердца ваши потрясены ожиданием
бед. - Но "Я истину говорю вам". Смотри, как Он утешает их. Сколько,
говорит, ни скорбите, а Я говорю полезное вам. Вы желаете, чтобы Я
всегда был при вас, но это бесполезно для вас. "Ибо, если Я не
пойду, Утешитель не приидет к вам". Посему, хотя вы желаете Моего
присутствия, Я не послушаюсь вас, но лучше изберу полезное для вас,
чем исполню вредное для вас желание ваше. Так и во всем мы должны
поступать: для самих себя и для ближних придумывать полезное, а не
приятное. Ибо, если Я не умру за мир и не пойду к Отцу, предав Сам
Себя в жертву и умилостивление за грехи мира, то Утешитель не
придет. Ибо как Он придет, если вражда не прекратится чрез
умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим?
Что могут сказать здесь македонияне, уменьшающие славу Духа и
называющие Его рабом Сына? какая польза: Владыке - отойти, и рабу -
прийти? Посему вы, ученики, хотя поскорбите по причине Моего
отшествия, но обрадованы будете пришествием Духа, которое доставит
вам блага большие и важнейшие. - Как же Господь сказал, что Он не
говорил этого сначала, когда написано, что, призвав двенадцать
учеников, Он сказал им: "поведут вас к правителям и царям?" (Мф. 10,
18), Хотя Он сказал, что поведут вас к правителям, но еще не сказал,
что будут убивать вас, как нечестивцев, людей вредных и врагов
Божиих. И иначе. Там сказал, что доведется им терпеть от язычников,
а здесь сказывает, что бедствия причинят вам иудеи; ибо изгонят из
синагоги, без сомнения, иудеи. Примечай, пожалуй, здесь же
самовластие Духа и соизволение Сына; ибо в словах - "Утешитель
приидет" - выражается власть Духа, а в словах - "Я пошлю Его" -
благоволение Сына, согласие, если можно так сказать, на пришествие
Утешителя и мановение к тому.
И Он пришед обличить мир о грехе и о правде, и о суде: о
грехе, что не веруют в Меня: о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже
не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.
Утешитель придет. Какая же от того польза? Он "обличит мир о грехе"
и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух
руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того
не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут
повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын
плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда,
когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет
неизвинительно. Итак, Он обличит их "о грехе", то есть покажет, что
они согрешили непростительно. Обличит и "о правде, что Я иду к Отцу
Моему", то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по
жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что
Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен.
Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух
докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и
преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и
притом чести не временной, но вечной. Ибо слова: "и уже не увидите
Меня" - означают, что Он пребудет вечно у Отца. Обличит "о суде, что
князь мира сего осужден", то есть что Я праведен и безгрешен, - это
Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего.
Они говорили: бесы в Нем (Ин. 8, 48-62; 10, 20); Он творит чудеса
силою веельзевула (Мф. 12, 24); Он обольщает народ (Ин. 7, 12). Все
это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он
побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был
сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это
доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа
попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что
Христом он осужден гораздо прежде. Итак, Дух обличит тех, кои не
уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов чрез
отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в
неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды
злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух
обличает неверующий мир "о правде", то есть, что тот лишен
праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность
вознесенного на небеса. Обличает и "осуждает" как ленивого, потому
что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его.
Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете
вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую
истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что
услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от
Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому
Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Выше сказал
Господь, что для вас полезнее, чтобы Я пошел. Теперь излагает это
пространнее. Ныне, говорит, вы не можете вместить, а когда придет
Он, тогда, получив от Него благодатные дары, вы будете наставлены на
всякую истину. Какую же разумеет истину? Ужели познание обо всем?
Сам Господь о Себе Самом не возвещал ничего великого, частью для
того, чтобы подать образец смиренномудрия, частью по причине немощи
слушателей и неблагонамеренности иудеев. Он не вводил явно и
отменения законных обрядов, дабы все не сочли Его за противника
Богу. А когда пришел Утешитель, тогда уяснилось достоинство Сына;
обо всем сообщено истинное и ясное познание; законные обряды взяты
от среды и упразднены; мы научены служить Богу в духе и истине;
чудесами, совершенными Духом, вера утверждена. - Потом, так как
Господь о Духе сказал нечто великое, то, чтобы иные не подумали,
будто Дух больше Его, если Он наставит на истину, соделает их
способными принять многое и великое, чего в присутствии Христа они
не могли вместить, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет "не от
Себя говорить будет", то есть Он не будет говорить ничего отличного
в сравнении с Моим. Ибо слова: "что услышит", означают то, что Он не
будет учить ничему, кроме того, чему учил Христос. Как о Самом Себе
Господь говорит: что Я слышал от Отца, то говорю (Ин. 15, 15), и тем
выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он
без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о
Духе. А что Дух не нуждается в научении, слушай, что говорит апостол
Павел. "Как того, что в человеке, никто не знает, кроме духа,
живущего в нем, так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия" (1
Кор. 2, 11). Видишь ли, Святый Дух, как и наш дух, Сам Себя научает.
Божество Духа благоразумный узнает и из того, что следует далее. Ибо
говорит: "и будущее возвестит вам", А знать будущее преимущественно
свойственно Богу. И как для природы человеческой ничто иное так не
желательно, как знание будущего, то Господь и этим утешает
апостолов. Столько, говорит, Он облагодетельствует вас, что дарует
вам и предзнание будущего; а это дарование считается большим всех. И
как они должны приготовиться к искушениям, то говорит: Он приготовит
вас к тому, что имеет случиться с вами, чтобы вы по незнанию не пали
от неосторожности. "Он прославит Меня", ибо все и говорить, и делать
будет во имя Мое, а не будет говорить ничего противного. Посему
чудеса, Им совершаемые, удостоверят, что Я - Бог, когда на вас, Моих
учеников, изольется богатство благодати, и имя Мое после смерти Моей
будет сиять еще более. Ибо это великая и непререкаемая слава, когда
умерщвленный и обесчещенный после сего будет блистать еще более.
Потом, так как Господь говорил, и они слышали, что один у них
Учитель Христос (Мф. 23, 8), то чтобы не подумали: если один Учитель
- Ты Сам, то как же говоришь, что будет и другой Учитель - Дух, -
чтобы не подумали этого, Он прибавляет: "от Моего возьмет", то есть
из того, что Я знаю, от Моего знания. Иначе: "от Моего", то есть от
сокровища Моего, которое есть Отчее. И как все, что имеет Отец, есть
Мое, и Мое богатство, а Утешитель будет говорить от Отца; то Я
справедливо говорю: "от Моего возьмет", то есть сокровища, и
богатства, и знания. Для чего же столько благ даровал нам Дух, а не
Сын? На это, во-первых, скажем то, что путь к дарам Духа сотворил
Сын, и Он есть виновник стольких благ. Ибо, если бы Он не истребил
грех, как мы удостоились бы Духа? Ибо Дух не будет обитать в теле,
повинном грехам (Прем. 1, 4). Посему, велики дарования Духа, но
основание их во Христе. Потом, так как имели явиться еретики,
уменьшающие достоинство Духа из-за того, что Он пришел после Сына,
то Он предоставляет Ему действовать в апостолах более чем Сам, для
того, чтобы, побуждаемые величием даров, они и против воли признали
достоинство Духа и не считали Его меньшим Сына из-за того, что Он
явился в мире после Него.
Вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня; ибо
Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому:
что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре
увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак, они говорили: что это говорит
Он вскоре? не знаем, что говорит. Для чего Христос опять
напоминает им об удалении и смерти Своей, тогда как более следовало
бы скрывать это? Он упражняет их душу и делает ее более твердою, и
постоянно напоминает о печальном для того, чтобы они свыклись с этим
и ожидали этого, а не были поражены внезапностью. В то же время к
печальному присовокупляет и могущее одушевить. Так и здесь сказал
печальное: "вскоре вы не увидите Меня"; прибавил и радостное: "и
опять вскоре увидите Меня", потому что Я восхожу к Богу, Могущему
помочь вам; Я не погибаю, а переменяю состояние; разлука Моя не
надолго, а пребывание Мое с вами, которое затем наступит, вечно. Но
они этого не понимали. Посему-то иной может и подивиться, как они не
уразумели слов Его. Вероятно, печаль, овладевшая их душою,
изглаждала из памяти их то, что говорилось, или непонятливость нашла
на них от неясности самых слов. Посему и представляется им в словах
Иисуса некоторое противоречие: если мы увидим Тебя, то куда Ты
отходишь? Если же Ты отходишь, то как мы увидим Тебя? Это казалось
им загадкою.
Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том
ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите
Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы
восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но
печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь,
потому что пришел час ее; никогда родит младенца, уже не помнит
скорби от радости, потому что родился человек в мире. Так и вы
теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце
ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. Господь видел, что
ученики, обремененные печалью, не совсем поняли слова Его; посему
предлагает им яснейшее учение о Своей смерти, чтобы, свыкшись со
словами и делами, мужественно перенесли ее. "Вы", говорит,
"восплачете и возрыдаете" о том, что Я умру на Кресте, "а мир
возрадуется", то есть иудеи, мудрствующие мирское, возрадуются, что
уничтожили Меня, врага своего; но "печаль ваша в радость будет", а
радость иудеев, напротив, обратится им в печаль, когда по
воскресении будет славиться имя Мое. Под радостью мира можешь
разуметь и не радость иудеев, которою они возрадовались умерщвлению
Господа, но спасение мира, так что в словах сих будет такой смысл:
вы будете печальны, но эти страдания Мои, о которых вы печалитесь,
будут радостью всего мира и спасением. Потом приводит и обыкновенный
пример женщины и родов. Это сравнение употребляли и пророки,
жестокостью родильных болезней обозначая высшую степень скорби. Он
говорит как бы так: вас застигнут скорби, как бы болезни рождения;
но болезнь бывает причиною рождения. В то же время удостоверяет
учение о воскресении и показывает, что умереть похоже на то, как
выйти из утробы матерней на свет. Не удивляйтесь же, что радости вам
должно достигнуть чрез такую печаль. Ибо и мать чрез скорбь и
болезнь достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает на
нечто таинственное, именно: что Он разрушил болезни и смерть и
соделал то, что родился Человек новый, уже не истлевающий, уже не
умирающий, который есть Сам Господь. Ибо, смотри, Он не сказал:
женщина уже не помнит скорби потому, что родилось "у нее" дитя, но
потому, что родился человек "в мир". Не без цели Он так сказал, но
для того, чтобы загадочно и прикровенно намекнуть на то, что Он Сам
есть Человек, родившийся не для ада, чревоболевшего Им, но для мира.
Ибо для нас родился от воскресения новый и нетленный Человек, Иисус
Христос, Бог наш. Итак, пример рождающей женщины не требует во всем
приноровления к событиям Христовым, но только имеет целью показать,
что печаль временна и что от этих болезней велика польза и что
воскресение рождает для жизни и нового бытия. Все прочее в сравнении
не имеет приложения, и справедливо. Ибо это - притча, а притча, если
во всех частях сохранится, не есть уже притча, но то самое, что ею
изображается. Так и здесь под болезнями рождения мы уразумеем печаль
апостолов, под радостью - утешение их по воскресении, и опять под
разрешением болезней - разрушение ада, а под рождением - воскресение
Перворожденного из мертвых. Но уже не разумеем под матерью - ад; ибо
не ад обрадовался, а возрадовались апостолы, и возрадовались такою
радостью, которой у них никто не отнял. Ибо, когда их обижали, когда
их бесчестили за имя Христово, они и тогда радовались (Деян. 5, 41).
Словами: "радости вашей никто не отнимет", показывает также и то,
что Он уже не умрет, но, всегда будучи жив, подаст им радость
неиссякаемую.
И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно,
истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы
радость ваша была совершенна. Когда, говорит, Я воскресну, а
затем придет Утешитель к вам и наставит на всякую истину, тогда вы
не спросите Меня ни о чем, как, например, прежде спрашивали: куда Ты
идешь? (Ин. 14, 5), покажи нам Отца (Ин. 14, 8). Ибо силою Духа вы
будете знать все. Или "спросите" употреблено вместо: попросите,
потребуете. Итак, когда Я, по воскресении из мертвых, пошлю вам
Утешителя, тогда вы уже не попросите Меня, то есть не будете
нуждаться в Моем посредничестве, но довольно будет вам произнести
имя Мое, чтобы желаемое получить от Отца. Итак, здесь Он показывает
силу Своего имени; так как Его не будут видеть и не будут просить, а
только назовут имя Его, и Он будет творить такие дела. "Доныне вы
ничего не просили во имя Мое", а отныне "просите и" непременно
"получите". Посему полезнее, чтобы Я умер; ибо отныне вы получите
большее дерзновение пред Отцом Моим. Хотя Я и разлучусь с вами, но
вы не думайте, что вы оставлены Мною; ибо разлучение Мое даст вам
большее дерзновение, и радость ваша тогда будет самая полная, когда
вы получите все просимое. Примечай же: получает тот, кто просит во
имя Христа. А из тех, кои желают предметов мирских и душевредных,
никто не просит во имя Христово, а потому и не получает. Ибо имя
Христа Божественно и спасительно. Если же кто просит пагубного для
души, то неужели мы скажем, что он просит во имя Спасителя?
Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда
уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В
тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду
просить Отца о вас; ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили
Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в
мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Притча есть речь,
объясняющая какой-нибудь предмет косвенно, прикровенно и
сравнительно. Так как Господь многое говорил прикровенно, и речь о
женщине и рождении была приточная же, то Он говорит: "доселе Я
говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить
вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце". Ибо по воскресении,
явив Себя живым, в продолжение сорока дней сообщил им об Отце
познания таинственнейшие и подробнейшие (Деян. 1, 3). А прежде они
думали, что Бог Ему Отец так же, как и нам, по благодати. Снова
ободряя их, что они в искушениях получат помощь свыше, говорит:
"будете просить во имя Мое", и уверяю, что Отец настолько любит вас,
что вы уже не будете иметь нужды в Моем посредничестве. Ибо Сам Он
любит вас. Потом, чтобы они не отстали от Христа, так как не имеют
уже нужды в Нем и состоят в непосредственной любви Отца, говорит:
"Отец любит вас", за то, "что вы возлюбили Меня". Посему, если
отпадете от любви Моей, то немедленно отпадете и от Отца. А как слух
о том, что Он исшел от Бога и опять идет к Богу, в разных отношениях
утешал их, то Он часто говорит об этом. Посему и сами они, получив
пользу от слуха об этом и воодушевившись, что говорят?
Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и
притчи не говоришь никакой; теперь видим, что Ты знаешь все и не
имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя: посему веруем, что Ты от
Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот наступает час, и
настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону, и Меня оставите
одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Ученики, услышав,
что Бог Отец будет любить их, и что они не нуждаются в
посредничестве Его, Христа, как усвоенные Отцу, и что Он исшел от
Бога, говорят: "теперь видим, что Ты знаешь все", то есть знаешь,
чем соблазняется сердце каждого, и не имеешь нужды узнавать это от
других, и потому веруем, что Ты от Бога исшел. Ибо знать тайны
сердечные свойственно Богу (Пс. 43, 22). Смотри же, как они были
несовершенны, когда говорят: "теперь видим". Они, так много и долго
слушавшие учение Его, говорят: теперь мы знаем. А Христос объявляет
им, что они и теперь еще несовершенны, что они не уразумели ничего
великого о Нем, но еще обращаются низко и около земли. Он говорит:
"теперь веруете?" и этим как бы упрекает и укоряет их за медленность
веры. А чтобы они, держась таких мыслей о Нем, не подумали, что они
угождают Ему, говорит: "наступает часть, что вы рассеетесь каждый в
свою сторону". Вы думаете, что имеете обо Мне великое представление.
А Я говорю вам, что вы оставите Меня врагам, и такой страх овладеет
вами, что вы и удалитесь от Меня не вместе друг с другом, но
рассеетесь каждый поодиночке, и каждый сам себе будет искать убежища
и спасения. Но Я от того не потерплю никакого зла. Ибо Я не один
только, но и Отец вместе со Мною. Посему Я страдаю не по бессилию,
но добровольно отдаюсь распинателям. Когда, посему слышишь: Боже!
"для чего Ты Меня оставил" (Мф. 27, 46), не понимай так просто,
будто Спаситель оставлен Отцом, (ибо, как Он свидетельствует здесь:
Отец со Мною"?), а понимай так, что слова эти сказаны естеством
человеческим, оставленным и отверженным за грехи, но во Христе
примиренным и усвоенным Отцу.
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете
иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. "Сие", говорит,
"сказал Я вам", чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей и не
колебались, и не смущались продолжать твердую любовь ко Мне, но
"чтобы вы имели во Мне мир", то есть, чтобы вы пребывали
непреклонными, принимая за верное все, что Я ни говорил вам. Да
слышит и Арий, что все это смиренное и, по-видимому, недостойное
славы Сына, сказано ради слушателей, а не для того, чтобы мы
пользовались этими словами при определении догматов; ибо они сказаны
в утешение апостолов, как показывающие любовь Его к ним. "В мире
будете иметь скорбь". Искушения для вас не остановятся на страшных
этих словах, но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь
скорбь, не теперь только, когда Я предаюсь, но и после этого. Но вы
противостойте искушающему помыслу. "Мужайтесь: Я победил мир". А
когда Я победил, вам, ученикам, должно не скорбеть, но презирать
мир, как уже побежденный. Как же Он победил мир? Низложив начальника
мирских страстей. Впрочем, это видно из последующего. Ибо все Ему
покорилось и уступило. Как с поражением Адама вся природа осуждена,
так с победою Христовою победа простерлась на всю природу, и во
Христе Иисусе нам дарована сила наступать на змей и скорпионов, и на
всю силу вражескую (Лк. 10, 19). Ибо чрез человека смерть вошла,
чрез человека же и жизнь, и сила на диавола (1 Кор. 15, 21-55). Ибо,
если бы победил один только Бог, тогда ничто не относилось бы к нам.
|